Loading

Ответственность за нарушения миграционного законодательства

Уголовным кодексом установлена ответственность по ст.322.1 УК РФ, предусматривающая уголовное наказание за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Данное преступление относится к категории преступлений средней тяжести, законом предусмотрена уголовная ответственность от штрафа в сумме до 300 000 руб. до лишения свободы сроком до 5 лет.

                Квалифицированные составы части 2 указанной статьи (совершение преступления организованной группой либо в целях совершения преступлений на территории РФ) относятся к категории тяжких преступлений, предусматривают ответственность в виде лишения свободы до 7 лет.

                Наряду с уголовной ответственностью Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение миграционного законодательства. В частности, КРФоАП содержит главу 18, содержащую статьи об административных правонарушениях в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Согласно примечания к ст.18.1 КРФоАП за административные правонарушения, предусмотренные главой 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. То есть, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение миграционного законодательства, отвечают наравне с юридическими лицами, для которых установлена административная ответственность в виде штрафа, на порядок превышающая ответственность должностных и физических лиц. Подобное правило указывает на заинтересованность законодателя в жестком реагировании на недобросовестность субъектов предпринимательства, использующих в той или иной мере труд иностранцев или лиц без гражданства, либо в ином порядке взаимодействующих с ними с нарушением закона.

                Требования к деятельности лиц, связанных с привлечением к труду иностранной рабочей силы подробно и развернуто указаны в положениях Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ. В частности, в соответствии с ч.1-4 ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин,

                Таким образом, привлечение к труду на территории РФ в любой форме иностранной рабочей силы должно иметь место только при наличии у иностранного гражданина разрешения на работу либо специального патента, в случае, если иностранец или лицо без гражданства планирует работать на физическое лицо. Разумеется, должны быть соблюдены требования к законности нахождения иностранного работника на территории РФ (не истек срок временного пребывания, визы, осуществление им трудовой деятельности соответствует заявленной цели въезда в РФ).

                В случае нарушения трудовых прав иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства) наряду с нарушением миграционного законодательства, лица, допустившие неправомерные действия или бездействие, будут привлечены к ответственности в связи с неисполнением трудового законодательства.

                Вопросу получения иностранцем или апатридом патента посвящена ст.13.3 Федерального закона №115-ФЗ.

                При этом следует помнить, что патент дает право работать лишь у физического лица, к которым не относятся индивидуальные предприниматели. При заключении трудового договора с индивидуальным предпринимателем либо с юридическим лицом, иностранец или апатрид должен иметь разрешение на работу.

27.11.2017

Заместитель прокурора  А.Н.Земцов